Число случаев мошенничества в грузоперевозках неуклонно растёт. Случаев пропажи груза становится всё больше и больше. От мошенников не спасает ни проверка водителя и автомобиля, ни сервисы отслеживания местоположения мобильного телефона (Мовизор и подобные). Мошенники научились “работать” виртуозно.
Чаще всего груз крадут при многократной “перепродаже” загрузки. Чем больше посредников в одной перевозке, тем больше вероятность того, что между ними может “затесаться” мошенник. Мы неоднократно советовали, что работать лучше всего с непосредственными перевозчиками, а не диспетчерами, которые в случае возникновения проблем часто забрасывают свою организацию и оставляют грузовладельца или экспедитора с проблемой один на один.
Действия лиц, которые незаконно завладевают грузом, квалифицируются по ст. 159 Уголовного кодекса РФ “Мошенничество”. Мошенничество не входит в перечень страховых случаев. Причина тому проста — страховой бизнес, как и любой другой, имеет своей целью извлечение прибыли. После выплаты страхового возмещения страхователю, страховщик обычно обращается к виновной стороне с суброгационным требованием (ст. 965 ГК РФ). Количество раскрытых случаев хищения груза в результате мошенничества, к сожалению, крайне низко (настолько, что количество пропавших грузов только растёт), поэтому страховая компания не может возместить свои расходы на выплату страхового возмещения потерпевшему.