В последнее время всё чаще и чаще перевозчики прибегают к удержанию груза как к инструменту, позволяющему получить оплату перевозки до фактической выдачи груза получателю. Несмотря на то, что удержание груза относится к обеспечительным мерам, наравне с другими мерами по обеспечению обязательств, таким как залог, неустойка, поручительство и т. п., грузовладельцам и добросовестным экспедиторам известие об удержании груза приносит немало проблем и зачастую сталкивается с откровенно некорректным реагированием на него.
Особо следует отметить, что нередко перевозчики не выполняют последовательность действий, предшествующих удержанию груза, что создаёт возможность для истребования неосновательно (незаконно) удерживаемого груза и передаче его законному владельцу. В не так часто встречающихся случаях, когда перевозчик соблюдает все необходимые формальности, есть смысл провести с ним конструктивный диалог, установить точки соприкосновения и усилиями трёх сторон (грузовладельца либо экспедитора, перевозчика и юриста) разрешить сложившуюся ситуацию с минимальными потерями для всех.
Следует помнить, что удержание груза для перевозчика не является самоцелью, а направлено на достижение результата — погашение образовавшейся задолженности.
Меры по устранению последствий незаконного удержания груза можно разделить на две принципиально различающиеся группы:
В этом случае проводится ряд мер, направленных на возвращение незаконно удерживаемого груза и передаче его законному владельцу или собственнику. Применяется комплексный подход к возвращению удерживаемого груза. | По истечении срока, в течении которого груз может считаться утерянным, владелец или собственник груза вправе предъявить требование о возмещении стоимости утерянного груза даже в том случае, если местонахождение его известно. |
Чаще всего действия по возвращению груза или возмещению его стоимости связаны с подачей искового заявления в арбитражный суд. При этом следует учитывать, что величина государственной пошлины в обоих случаях зависит от стоимости груза (определяется исходя из сведений в товарной накладной, счёте-фактуре, счёте продавца и т. п.), однако, в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возмещению стороной.