При перевозке нередки случаи боя, повреждения и порчи, а также утраты груза. Несмотря на то, что процесс взыскания стоимости повреждённого или утраченного груза формализован, всё же он подразумевает наличие у грузовладельца или экспедитора знаний касательно:
- оформления и фиксации факта порчи, боя или повреждения груза;
- соблюдения претензионного порядка разрешения споров перед подачей иска к перевозчику или экспедитору (транспортной компании);
- подачи искового заявления о возмещении стоимости разбитого, испорченного или повреждённого при перевозке груза с соблюдением правил подведомственности и подсудности.
Процесс взыскания убытков, причинённых повреждением груза, не всегда протекает гладко по различным причинам, которые неизбежно сопровождают любой процесс взыскания убытков и/или ущерба, поэтому помощь профессионального юриста, специализирующегося на грузовых автомобильных перевозках, крайне желательна.
Возмещение причинённого грузу ущерба должно проводиться с соблюдением следующих требований:
- 100% легальность взыскания. Категорически не допускается оказывать давление на перевозчика или экспедитора, которое может быть квалифицировано как вымогательство (ст. 163 Уголовного кодекса РФ).
- Точность в определении размера взыскиваемого ущерба. Установить точную стоимость ущерба помогут правильно составленные акты с обязательным приложением к ним результатов проведения экспертизы, как того требует п. 83 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом.
- Неукоснительное соблюдение предусмотренных законом процедур. К примеру, довольно часто причиной отказа в удовлетворении исковых требований служит несоблюдение обязательных требований к оформлению актов о повреждении груза.
Отдельно рассматриваются случаи, в которых возмещение стоимости утерянного, повреждённого или разбитого груза производится за счёт наработанной дебиторской задолженности перед перевозчиком или экспедитором. В этом случае большое значение имеет корректное оформление уведомления о проведении зачёта однородных встречных требований. В случае неверного оформления такого зачёта грузовладелец или экспедитор может остаться без возмещения стоимости повреждённого, испорченного или утраченного (утерянного) при перевозке груза.